Союз автосервисов получил официальное письмо от «Мерседес-Бенц РУС», в котором сказано, что «диагносты потеряют доступ к диагностике и настройке систем и приборов автомобилей автоконцерна в онлайн-режиме. Для регистрации в системе проверяли Face-ID и геолокацию. Обход системы либо невозможен, либо очень сложен», пишут «Известия».
Отмечается, что Mercedes-Benz работает над офлайн-версиями приложений, но такие решения пока не работают, приостановилась и отгрузка запчастей с центрального склада.
Таким образом, как шутят владельцы этих премиум-автомобилей, «возможность автомобиля постоянно находиться в онлайн-режиме и сохранять связь с интернетом внезапно оказалась недостатком».
Уже сейчас на машины этой марки нет гарантийного ремонта. Водитель из Москвы Андрей, купивший Mercedes GLS в 2020 году, рассказал, что после потери гарантии задняя камера в машине обошлась ему в 35 тысяч рублей, еще столько же стоила ее установка:
— Проблемы возникали, к дилерам обращались. Они сказали, что без онлайн-подключения настройки будет сложно поставить, но мы ищем тех, кто работал с дилером. Они говорят, что у них будет все оборудование и они все сделают.
— Какого рода проблемы были?
— Меняли заднюю камеру и не могли ее прописать. Пришлось обращаться к дилеру, а они сказали, что прописывается только онлайн, и все последующие замены колодок и все остальное тоже онлайн.
— Пока удалось все сделать?
— Да, конечно, все удалось сделать. Сейчас это уже налаживают, поэтому я думаю, наладят очень быстро. Наши могут все.
Если потерять ключ зажигания, то машина может превратиться из кареты в тыкву или в кирпич, говорит владелец сети автосервисов «Финист» Евгений Золотарев:
— С новыми машинами, наверное, действительно будет проблема, но пока мы ее в полной мере не ощутили. Пока есть те диагносты, которые умеют руками работать, программировать машины, мы проблем не ощущаем. А если потерял ключ от Mercedes, нового у тебя уже не будет, машина может в кирпич превратиться.
— И за рубежом это тоже никак не заказать?
— Тоже все отказывают в заказах. Возили туда знакомые машину на эвакуаторе, сделка нереальна.
— Уже такие случаи есть?
— Такие случаи есть, конечно.
— А что за машина была?
— S-класс.
На прошлой неделе компания Bosch также уведомила представителей российской автосервисной отрасли о прекращении работы в России диагностического программного обеспечения. В дальнейшем за Mercedes и Bosch могут последовать и другие бренды, говорит зампредседателя ассоциации автосервисов «РАСТО» Николай Янковский:
— Да, оборудование отключено. Кто успел отключить его до 19 декабря, у них это все работает локально, но уже не будет никаких обновлений, а все остальные, кто были подключены онлайн, я так понимаю, что у них сейчас заблокирована программа.
— Как с этим быть? Что делать с ключами?
— Так называемая прошивка ключа делается обязательно дилером в онлайн-режиме. Более того, эта функция связана с криминальной безопасностью. Поэтому, допустим, нельзя было приехать на чужой машине и заказать прошивку ключа. То есть должен был приехать владелец или по доверенности. Сейчас прошивка ключей в рамках официального дилера невозможна, но люди гоняют в другую страну, если уж совсем приспичило. Вопрос в том, будет ли прошивать другая страна. Ключ прошивается по номеру автомобиля, вся история автомобиля известна, автомобиль будет сервером идентифицирован как российский. Поэтому даже если куда-то уехать, вряд ли они пропишут ключ. Ну, будут прибегать к помощи хакеров, куда деваться.
— Каких еще марок это может коснуться?автосервис mercedes
— Абсолютно любых, если чип находится в ключе. Чип не только который открывает автомобиль, а чип иммобилайзер, который разблокирует электронику автомобиля, то это абсолютно любой бренд, который отключил онлайн-обслуживание. Все немецкие марки. И, например, при замене блока управления устанавливается так называемая пустышка, то есть выставляется пустой, непрошитый блок. И это опять же требует онлайн-подключения.
Портал Autonews, ссылаясь на автомобильных экспертов, сообщал, что дорогие модели премиум-брендов не смогли найти покупателей в Европе, поскольку местные жители предпочитают таким автомобилям более доступные и практичные машины. Таким образом, российские перегонщики и неофициальные продавцы автомобилей возобновили поставки премиальных моделей BMW и Mercedes-Benz, которые изначально были предназначены для российского рынка, но после введения санкций отправились на европейские площадки.
Сейчас на «сером» рынке можно найти ряд объявлений о продаже иномарок топовых комплектаций, стоимостью от 10 млн рублей. Поставки осуществляются через Казахстан и Белоруссию. Производители перераспределяют автомобили на рынки стран СНГ, а частные продавцы привозят их в Россию.